Ровно год назад, в марте 2018 года, в Измаиле состоялся запуск патрульной полиции

Столица Придунавья всегда имела репутацию города с непростой дорожной обстановкой. Ежедневные аварии как следствие грубого нарушения ПДД, нарушение правил парковки чуть ли не на каждом шагу, неуважительное отношение участников дорожного движения друг к другу — совокупность этих и других факторов буквально кричала о том, что патрульная полиция городу нужна. И вот, наконец, подразделение создали. Уже год за правопорядком на улицах Измаила пристально следят патрульные в стильной черной форме, которые рассекают по городу на новеньких белых служебных кроссоверах. По истечении этого срока уже можно подводить первые итоги работы и попытаться разобраться, оправдала ли новая служба ожидания простых горожан и справилась ли с поставленной задачей — навести порядок на улицах (а в особенности — на дорогах) Измаила.

Определить плюсы и минусы в работе относительно молодого подразделения патрульной полиции в Измаиле ИА «Бессарабия INFORM» попыталась с помощью местного автоблогера Александра Степаненко, который согласился дать нам интервью. Активист знает об измаильских копах больше, чем им бы хотелось. И не просто знает, но делится этой информацией со всеми, кому это интересно, на своём Youtube-канале. Он и рассказал нам о самых распространенных «косяках» патрулей, но отметил и положительные тенденции в их работе.

По мнению Александра (и с ним, наверняка, согласится подавляющее большинство водителей, которые хотя бы раз сталкивались с работой новых патрульных), самая большая проблема патрульной полиции Измаила — это приезжие сотрудники. Основная их часть — это прикомандированные полицейские из Запорожской, Николаевской и Харьковской областей, ротация которых происходит раз в два месяца. Что правда, за год ситуация несколько изменилась — если в самом начале абсолютно весь личный состав подразделения состоял из иногородних, то сегодня ряды патрульных стали пополняться местными жителями (в настоящее время, их около десятка, что составляет порядка 8% из общего количества).

«Эти прикомандированные в Измаил ребята часто ведут себя по-хамски, сами нарушают ПДД (есть видео, где они перекрыли въезд на прилегающую территорию возле магазина «Магнит» по улице Белгород-Днестровская угол Покровской). Им всё равно, какое они за собой оставят впечатление и что о них будут говорить в городе после их отъезда. В больших городах патрульные находятся на виду, под пристальным вниманием активистов, СМИ, вышестоящего руководства, и ведут себя гораздо сдержанней. А здесь они чувствуют себя свободно, ведь в маленьком городе нет такого строгого контроля», — считает активист.

Первые нарушения со стороны патрульных инспекторов Александр начал фиксировать в первый же день их работы в Измаиле. Наверняка, многим из вас доводилось видеть в социальных сетях курьезные видео на эту тему, отснятые случайными свидетелями. Первое время это можно было списать на то, что приезжие полицейские не знали город. Но по истечении года ситуация особо не изменилась — те, в чьи обязанности входит следить за безопасностью дорожного движения, продолжают сами нарушать ПДД, создавая иногда даже аварийные ситуации на дорогах.

Из положительного активист отметил повышение эффективности работы отдела мониторинга, который контролирует работу патрульных. По словам Александра, отдел усилили новыми сотрудниками, которые моментально реагируют на разного рода жалобы, рассматривают их, поддерживают обратную связь с заявителем. Но и здесь присутствует самый большой бич современной полиции — кадровый голод. Из-за нехватки специалистов не всегда удается обеспечить их круглосуточное присутствие на линии.

Продолжим минусами — похабное отношение к служебному транспорту. За год — три разбитых в авариях служебных авто. Один патрульный Renault Duster перевернулся на крышу на ул. Железнякова. Второй — подрезала Mazda на перекрестке просп. Мира и ул. Ивана Франко. И, наконец, третье (самое свежее) происшествие случилось прямо в «День рождения» патрульной полиции в Измаиле, 16 марта — служебному Renault Duster въехал «в зад» ВАЗ. Этим объясняется появление пеших патрулей на улицах города — разбил машину, «гуляй» пешком.

Год патрульной полиции в Измаиле: хамство приезжих инспекторов, засады в "хлебных местах" и ни одного смертельного ДТП

«В таких случаях побитые служебные авто полицейские стараются ремонтировать сами, без каких-либо заявлений, чтобы это все не «всплывало» в официальной статистике — во всяком случае, так поступают в областном центре. Ведь если, например, из 20 служебных авто разбили 12, то это говорит о том, что с полицией явно что-то не так. Что касается патрульных, которые приезжают на работу в Измаил, то они у нас буквально учатся вождению — как бы смешно это не звучало. Многие из них просто не умеют ездить!», — рассказывает наш собеседник.

Говоря о годовой деятельности патрульных в Измаиле, нельзя не вспомнить о том периоде, когда с их подачи активно эвакуировался транспорт нарушителей правил парковки. Особенно часто это можно было наблюдать перед детской поликлиникой на проспекте Суворова (эвакуировались машины, «оккупировавшие» парковочные места для инвалидов) и в районе рынка (на перекрестках). Это имело определенный устрашающий и, тем самым, достаточно дисциплинирующий эффект для водителей. Сейчас «эвакуировать» стали реже, а проблема с нарушением правил парковки в Измаиле всё еще остаётся нерешенной. Причём нарушают эти правила даже сами патрульные.

За время своей общественной деятельности Александр Степаненко определил по городу несколько точек, где чаще всего предпочитают стоять патрульные — так называемые «хлебные места». К примеру, в промышленной зоне на выезде из города в сторону Болграда постоянно наблюдается большая концентрация патрульных экипажей. Активист объясняет столь повышенный интерес правоохранителей к этому микрорайону вовсе не интенсивным транспортным движением, а наличием «слепых зон» возле знаков «Стоп». Еще одно излюбленное место «синих маячков» — знак «Стоп» на пересечении улицы Репина с проспектом Суворова. По словам Александра, невзирая на тот факт, что заснять момент нарушения в этом месте у патрульных нет физической возможности (то есть, доказать факт нарушения в суде они не смогут), они упорно продолжают пользоваться правовой безграмотностью отдельных водителей и «ловить» их на данном перекрестке.

Измаильскому автоблогеру, ролики которого набирают тысячи просмотры, доводилось сталкиваться и с угрозами в свой адрес со стороны патрульных полицейских:

«У меня был случай, когда мою машину возле подъезда моего дома ударил сосед. На место происшествия выезжала патрульная полиция. В этот же день поздно вечером на мой мобильный поступил звонок с неизвестного номера (позже я выяснил, что этот номер принадлежал сотруднику патрульной полиции по имени Павел Лысенко). Звонивший мужчина спросил, не боюсь ли я, что завтра моя машина может и сгореть, а когда я сказал, что она застрахована, то спросил, а как насчёт моего лица — оно тоже застраховано? Я ему дал понять, что с легкостью могу определить, кто и откуда мне звонит, и тогда он бросил трубку. А когда я ему перезвонил, то стал отнекиваться и делать вид, что не понимает о чём речь».

До Александра, который рассказал об инциденте представителям руководства полицейской роты, потом дошла информация, что звонившие таки признались в содеянном некоторым своим коллегам — якобы их было несколько, они отдыхали после смены в казарме и они таким образом решили пошутить над активистом. С «шутниками» провели профбеседу, а через несколько дней они благополучно покинули город…в связи с ротацией.

Недостаток опыта, невнимательность, слабая тактическая выучка — изъянов у измаильских патрульных инспекторов хоть отбавляй. Зная о них, они максимально стараются не попадать в объектив камеры видеоблогеров и стараются не общаться с журналистами.

«Местные патрульные уже знают, на каких автомобилях я передвигаюсь и не останавливают меня, даже если есть нарушения. Потому что не хотят связываться. Так проще — «не заметить», чем потом «облажаться». Бывали случаи, когда останавливали без причины, а затем, увидев, что их снимают, спешили удалиться», — говорит Александр.

Активист поделился еще одним существенным недостатком в работе инспекторов — частое нарушение процедуры рассмотрения допущенного водителем правонарушения. Дело (условно) рассматривается на месте, даже без ознакомления нарушителя с доказательствами того, что именно он нарушил. В таких случаях, патрульные, по сути, выступают в роли судей. Но, в отличие от рассмотрения дел в зале суда, на месте инспектор чаще всего лишь озвучивает, какой именно пункт (или пункты) ПДД был нарушен. А вот о том, какие права имеет нарушитель, измаильские патрульные предпочитают предусмотрительно умолчать. И в большинстве случаев этот приём безотказно срабатывает, так как многие водители легкомысленно «ведутся» на давление со стороны стражей Закона и, признают недоказуемые правонарушения, не зная до конца своих прав.

«Иногда, постановления на водителей составляются «попутно». Например, человека остановили за одно правонарушение (что не всегда подтверждается доказательствами), а штрафуют за совсем другое. Недостаточно подкованные знаниями своих прав водители в таких случаях являются отличной мишенью», — делится наблюдениями активист Степаненко.

И попутно делится рекомендацией — когда погодные условия не мешают работе инспекторов, не вздумайте соглашаться на предложение сесть к патрульным в служебный автомобиль. Это почти означает, что они нацелены вас «раскрутить» на взятку (психологический фактор+никто не увидит и не зафиксирует момент передачи денег). Если погода хорошая и вы уверены в своей правоте — решайте все процессуальные вопросы на улице!

Еще один важный момент — служебное оборудование, фиксирующее нарушения. Активист, который следит за работой патрульных на протяжении последнего года, почти уверен, что измаильские копы не используют в своей работе сертифицированную технику (в частности — видеорегистраторы),  с помощью которой  можно собирать доказательства в законном порядке. В соответствии с общими принципами уголовного производства, все доказательства должны быть получены законным путем. Но на практике, это далеко не так.

…А в завершении добавим немного статистики, которую так бояться испортить «лишними» данными стражи правопорядка. По данным главного прокурора Измаильской местной прокуратуры, озвученным на последней сессии Измаильского городского совета, за весь период работы патрульного подразделения в Измаиле не произошло ни одного смертельного ДТП. И именно это главный плюс в работе патрульной службы, который важнее чего бы то ни было! Так что, дорогие водители, учите на зубок правила ПДД, старайтесь их не нарушать, знайте и соблюдайте свои права и обязанности, и тогда ни один патрульный не найдет повода к Вам «прикопаться». Мы же от себя пожелаем патрульной службе по случаю ее годовщины профессионализма, доверия граждан, достойных зарплат и кристально-чистой репутации.

Источник